Почему Османская империя сохранила верность шариату

  • Юрий Борисович Фогельсон Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»; Коллегия адвокатов г. Москвы «Бюро» https://orcid.org/0000-0002-5051-1402
Ключевые слова: Османская империя, круг справедливости, Танзимат, мусульманское право, кодификация

Аннотация

На протяжении всего существования Османской империи шариат оставался основой гражданского права. В период радикальных социально-экономических реформ, известный как Танзимат, правительство Империи предлагало полностью изменить имперское позитивное право, включая и гражданское право, заменив его переводными западными аналогами. Однако в сфере гражданского права османским правоведам удалось отстоять свой путь реформирования. Мусульманское право, как основа гражданского права Империи, сохранилось, хотя и было кодифицировано. Таким образом, по мнению автора, османское общество сделало сознательный выбор, основанный на доверии, которое население Империи испытывало к своей правовой системе. В статье показано, как и под влиянием каких факторов формировалось это доверие.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биография автора

Юрий Борисович Фогельсон, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»; Коллегия адвокатов г. Москвы «Бюро»

доктор юридических наук, профессор-исследователь департамента правового регулирования бизнеса факультета права НИУ ВШЭ; советник коллегии адвокатов г. Москвы «Бюро»

Литература

Вайсс, Б. Дж. (2008). Дух мусульманского права. Усул ал фикх. Диля. = Weiss, B. G. (2008). The spirit of Muslim law. Usul al fiqh. Dilya.

Вебер, М. (2018). Хозяйство и общество: очерки понимающей социологии, в 4 т., Т. III. Изд. дом Высшей школы экономики. = Weber, M. (2018). Economy and society: essays on understanding sociology. In 4 vol. Vol. III. Izd. dom Vysshey Shkoly Ekonomiki.

Велльхаузен, Ю. (2018). Арабский халифат. Золотой век ислама. Центрполиграф. = Wellhausen, J. (2018). The Arab Caliphate. The Golden Age of Islam. Tsentrpoligraf.

Гудвин, Дж. (2013). Величие и крах Османской империи. Властители бескрайних горизонтов. Азбука-Аттикус. = Goodwin, J. (2013). Lords of horizons: a history of the Ottoman Empire. Azbooka-Attikus.

Ислам. Энциклопедический словарь. (1991). Наука. = Islam. An encyclopedic dictionary. (1991). Nauka.

Исханоглу, Э. (Ред.). (2006). История Османского государства, общества и цивилизации. Т. 1. Восточная литература. = Iskhanoglu, E. (Ed.). (2006). History of the Ottoman State, society and civilisation. Vol. 1. Vostochnaya literatura.

Коран. (2024). Перевод смыслов и комментарии Иман Валерии Прохоровой (изд. 18-е дополн). РИПОЛ КЛАССИК. = The Quran. (2024). Translation of meanings and comments by Iman Valeria Prokhorova (18th ed., supplemented). RIPOL CLASSIC.

Коулсон, Н. Дж. (2013). История исламского права. Центр исламоведческих исследований. = Coulson, N. J. (2013). A history of Islamic law. Tsenter islamovedcheskikh issledovaniy.

Леонтьев, А. А. (1909). Крестьянское право. Систематическое изложение особенностей законодательства о крестьянах. Изд-во юрид. кн. магазина. = Leontiev, A. A. (1909). Peasant law. A systematic presentation of the specifics of legislation on peasants. Izd-vo yurid. kn. magazina.

Льюис, Р. (2024). Повседневная жизнь Османской Турции. Быт. Религия. Культура. Центрполиграф. = Lewis, R. (2024). Everyday life in Ottoman Turkey. Tsentrpoligraf.

Мейер, М. С. (1990). Кризис Османских имперских порядков: меняющиеся отношения центра и периферии в XVIII. В C. Ф. Орешкова (Ред.), Османская империя: Государственная власть и социально-политическая структура. Сборник статей. Наука. = Meyer, M. S. (1990). The Crisis of the Ottoman imperial order: changing relations between the center and the periphery in the XVIII century. In S. F. Oreshkova (Ed.), The Ottoman Empire: state power and socio-political structure. Collection of articles. Nauka.

Мец, А. (1973). Мусульманский ренессанс. Наука. = Metz, A. (1973). The Muslim Renaissance. Nauka.

Муртазин, М. Ф. (Pед.). (2008). Исламоведение: пособие для преподавателя. Изд-во Московского исламского университета. = Murtazin, M. F. (Ed.). (2008). Islamic studies: a teacher's guide. Izd-vo Moskovskogo universiteta.

Тверитинова, А. С. (1969). Канун-наме султана Селима I и его место в законодательстве Османской империи. В А. С. Тверитинова (Pед.), Книга законов султана Селима I. Наука. = Tveretinova, A. S. (1969). The Eve of Sultan Selim I's name and its place in the legislation of the Ottoman Empire. In A. S. Tveretinova (Ed.), The Book of Laws of Sultan Selim I. Nauka.

Туран, О. (22–23 июня 2017). Кодификация законодательства в Османской империи в XIX веке и создании Маджалле (гражданского кодекса). В Д. Ю. Шапсугов (Ред.), Полиэтнические государства и нормативно-юридические системы народов Кавказа: понятие, разновидности, историческое значение для формирования национальных государств: Материалы VII Международной научно-практической конференции, Нальчик. = Turan, O. (22–23 June 2017). Codification of legislation in the Ottoman Empire in the 19th century and the creation of the Majalla (Civil Code). In D. Yu. Shapsugov (Ed.), Multiethnic states and regulatory and legal systems of the peoples of the Caucasus: concept, varieties, historical significance for the formation of national states: Proceedings of the VII International Scientific and Practical Conference, Nalchik.

Уотт, У. М., Какиа, П. (1976). Мусульманская Испания. Наука. = Watt, W. M., Kakia, P. (1976). Muslim Spain. Nauka.

Явуз, А. (2024). Османы. История великой империи. АСТ. = Yavuz, A. (2024). The Ottomans. The history of the great Empire. AST.

Ayoub, S. A. (2020). Law, Empire, and the Sultan: Ottoman Imperial Authority and Late Hanafi Jurisprudence. Oxford University Press.

Wong, K. Y. (1998). Dispute Resolution in Traditional China. City University of Hong Kong.

Gerber, H. (1994). State, Society, and Law in Islam. Ottoman Law in comparative perspective. State University of New York Press, 1994.

Darling, L. T. (2013). A history of social justice and political power in the Middle East: The Circle of Justice from Mesopotamia to Globalization. Routledge.

Davidson, R. H. (1963). Reform in the Ottoman Empire 1856 – 1876. Princeton University Press.

Cevdet Paşa. (1953). Tezakir 1-12. Türk Tarih Kurumu Basimevi.

Itzkowitz, N. (1980). Ottoman Empire and Islamic Tradition. The University of Chicago Press.

Coşgel, M. M. (2004). Ottoman tax registers (tahrir defterleri). Historical Methods: A Journal of Quantitative and Interdisciplinary History, 34(1), 87–102.

Lybyer, A. H. (1913). The Government of the Ottoman Empire in the Time of Suleiman the Magnificent. Harvard University Press.

Najjar, F. M. (1984). Siyasa in Islamic Political Philosophy. In M. E. Mamura (Ed.), Islamic Theology and Philosophy: Studies in honor of George F Hourani. State University of New York Press.

Rubin, A. (2019). Was There a Rule of Law in the Late Ottoman Empire? British Journal of Middle Eastern Studies, 46(1), 123–138. Available at: https://www.jstor.org/stable/48541286

Stewart, I. (2012). Mors Codicis: End of the Age of Codification? Tulane European & Civil Law Forum, 27, 17–47.

Tekgül, N. (2018). Some comments on the role of the Ottoman «Eyalet divanı» in the classical period. In Y. Aykan & I. Tamdoğan (Eds.), Forms and institutions of justice: Legal actions in Ottoman contexts. Open Edition Books. Available at: http://books.openedition.org/ifeagd/2316

Terzı̇oğlu, D. (2021). Ibn Taymiyya, al-Siyāsa al-Sharʿiyya, and the Early Modern Ottomans. In Krstić, T., & Terzioğlu, D. Historicizing Sunni Islam in the Ottoman Empire, c. 1450-c. 1750 (pp. 101–154). Brill. https://doi.org/10.1163/9789004440296_005

Thomas, W. I., & Thomas, D. S. (1928). The Child in America Behavior Problems and Programs. Alfred A. Knopf.

Feng, Y. (2010). Legal Culture in China: a comparison to Western Law. Revue Juridique Polynesienne, 16, 115–123.

Şentürk, R. (2013). Between Traditional and New Forms of Authority in Modern Islam. In D. Marshall (Ed.), Tradition and Modernity: Christian and Muslim Perspectives. Georgetown University Press.

Show, S. J. (1976). History of the Ottoman Empire and Modern Turkey. California University Press.

Опубликован
2025-09-08
Как цитировать
Фогельсон Ю. Б. (2025). Почему Османская империя сохранила верность шариату. Журнал ВШЭ по международному праву (HSE University Journal of International Law), 3(2), 4–25. https://doi.org/10.17323/jil.2025.28166
Раздел
История