Трансграничное налогообложение: «Золушка» международного права, которая мечтает стать королевой

  • Илья Михайлович Лифшиц Всероссийская академия внешней торговли Министерства экономического развития Российской Федерации https://orcid.org/0000-0002-1228-1183
Ключевые слова: международное налоговое право, налоговая юрисдикция, избежание двойного налогообложения, BEPS, ОЭСР, противодействие размыванию налоговой базы

Аннотация

Международно-правовое регулирование налоговых отношений в течение примерно ста лет исчерпывалось соглашениями об избежании двойного налогообложения. В отличие, например, от торгового режима с ГАТТ и ВТО или от режима финансовой стабильности во главе с Международным валютным фондом, в налоговой сфере не существовало ни одного многостороннего договора, объединяющего значительное число юрисдикций. Налоговые меры государств могли оспариваться лишь в органах международного правосудия, обслуживающего другие режимы: торговый (ОРС ВТО), прав человека (ЕСПЧ), инвестиционный (инвестиционные трибуналы). Ситуация начала меняться в процессе разработки мер по преодолению финансового кризиса 2007–2009 годов: в 2013 году под эгидой ОЭСР на саммите «Группы 20» был разработан и одобрен план противодействия размыванию налоговой базы и выводу прибыли из-под налогообложения (англ.: Addressing Base Erosion and Profit Shifting), который стал своеобразным «зонтиком», накрывающим все международные инициативы в налоговой сфере. Учрежденная ОЭСР и «Группой 20» Инклюзивная группа, отличающаяся значительным представительством государств, стала значимой площадкой для выработки не только рекомендаций по изменению национального налогового законодательства, но для подготовки проектов международных соглашений. В короткие сроки была разработана и подписана сотней участников Многосторонняя конвенция по выполнению мер, относящихся к налоговым соглашениям, в целях противодействия размыванию налоговой базы и выводу прибыли из-под налогообложения. Оснащенная уникальным международно-правовым инструментарием конвенция внесла изменения в две тысячи двухсторонних соглашений об избежании двойного налогообложения. Присоединение более 140 юрисдикций к разработанной в конце 1980-х годов Конвенции о взаимной административной помощи по налоговым делам фактически обеспечило глобальный режим прозрачности финансовых операций для налогового контроля. И, наконец, в 2021 году Инклюзивная группа ОЭСР объявила о достижении согласия о проведении глобальной налоговой реформы, предусматривающей изменение принципа распределения прибыли многонациональных предприятий для целей налогообложения. Существовавший в течение столетия принцип обложения доходов по месту ведения бизнеса, в том числе через постоянное представительство, в связи с широким распространением цифровых услуг заменяется принципом обложения доходов по месту реализации товаров и услуг в так называемой рыночной юрисдикции независимо от фактического присутствия продавца. Предполагается заключение многосторонней конвенции, которая предусмотрит данные изменения, а также введение минимального корпоративного налога (налога на прибыль) в размере 15 %. Все эти новшества позволяют утверждать, что в рамках трансграничного налогообложения проводится серьезная реформа, а присутствие налоговой сферы в системе международного права становится все заметнее.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биография автора

Илья Михайлович Лифшиц, Всероссийская академия внешней торговли Министерства экономического развития Российской Федерации

доктор юридических наук, профессор кафедры международного права Всероссийской академии внешней торговли Министерства экономического развития Российской Федерации, Москва, Россия

Опубликован
2023-06-23
Как цитировать
Лифшиц И. М. (2023). Трансграничное налогообложение: «Золушка» международного права, которая мечтает стать королевой. Журнал ВШЭ по международному праву (HSE University Journal of International Law), 1(1), 37–49. https://doi.org/10.17323/jil.2023.17446
Раздел
Актуальные проблемы