Нарушение государственного суверенитета в «киберпространстве»: взгляд через призму Устава ООН
Аннотация
Вопрос о том, может ли нарушение государственного суверенитета посредством и против кибернетической инфраструктуры подпадать под действие п. 4 и 7 ст. 2 Устава Организации Объединенных Наций, является одним из наиболее насущных вопросов современного международного права. В настоящей статье предпринята попытка ответить на него путем развития общей классификации, предусмотренной Таллиннским руководством 2.0 в отношении нарушений суверенитета в «киберпространстве», которое классифицирует эти нарушения как действия, ведущие к «посягательству на территориальную целостность государства-мишени» или к «вмешательству в осуществление функций, присущих государству, или узурпации таких функций». Сближение концепций территориального суверенитета и «киберпространства» позволяет расширить сферу применения ст. 2 и, таким образом, установить соответствие классификации Таллиннского руководства 2.0 п. 4 и 7 ст. 2 Устава ООН. Признание данных в качестве актива, на который может распространяться функциональный суверенитет государства, и который может стать объектом незаконного применения силы в нарушение общего запрета, закрепленного в п. 4 ст. 2, позволяет признать атаку на данные «посягательством на территориальную целостность государства-мишени». Расширение сферы действия п. 7 ст. 2 зависит от определения понятия вмешательства как поведения, направленного на неправомерное присвоение внутренней компетенции одного государства другим. В рамках такой концепции вмешательство в «киберпространство» можно рассматривать как попытку получить контроль над функциональностью определенной кибернетической инфраструктуры, которая используется государством для осуществления им своих суверенных функций. Речь идет о получении контроля над объектом инфраструктуры в такой степени, что это нарушает его нормальное функционирование, то есть вмешательство выходит за рамки простого манипулирования данными. Автор полагает, что в таком случае «вмешательство в осуществление функций, присущих государству, или узурпация таких функций» может представлять собой нарушение принципа невмешательства, закрепленного в п. 7 ст. 2 Устава ООН.