Дорога к утопии вымощена противоречиями: теоретическое осмысление принципа равенства
Аннотация
Идея суверенного равенства является основой функционирования современного международного права и аргументации в дискуссиях о нарушении права и его эффективности. Она отражена в основных правовых актах, однако на деле, прикрываясь ширмой равенства, сильные государства воздействуют на слабые, навязывая им свою волю. Методология исследования основана на изучении номоса равенства, то есть упорядоченности норм, существующей в правовом воображении. Номос формируется через различные контексты и институциональные структуры. Поместив номос в историческую ретроспективу, можно увидеть, как он менялся и откуда взял свое начало. Истоки идеи равенства восходят к языческим сообществам, где сформировались два глобальных видения порядка: плюралистичный космос и иерархичная вселенная. Христианские нарративы провозглашали всеобщее равенство и единение, но при этом они переняли видение порядка вселенной, которая выстраивала иерархию, исключающую «не таких». Постепенно произошло изменение парадигмального взгляда, и разум стал основой познания. С разумом пришла идея прогресса и цивилизации. Цивилизованность обещала наступление равенства, ведь люди с помощью разума могли достичь благ европейского мира и сравниться с ним. Однако она также несла в себе неравенство и дискриминацию. Но в ХХ веке глобальный нарратив, описывающий все право, стал исчезать из юридической дискуссии. Одновременно с этим появилось множество новых нарративов, деконструирующих идею глобального порядка. В итоге номос равенства наполнен противоречиями и используется лишь как инструмент влияния, так как неравенство и дискриминация существуют в нем в силу восприятия порядка как вселенной. В результате концепция суверенного равенства оказывается противоречивой и бессодержательной. Вызванный этим кризис науки и права разрешается изменением культуры и отрицанием порядка вселенной. Метамодернистское видение мира предполагает возможность переустройства правопорядка на основе космоса и возникновения гомогенных плюралистичных режимов, каждый из которых построен на собственной системе ценностей. Российский проект равенства может опираться на идеи религиозной философии и концепции всеединства В. С. Соловьева, основанной на любви. Такой отдаленный проект утопии наполняет бессодержательное понятие равенства определенными ценностями и идеями.
Скачивания
Литература
Abdollahi M., Behzadi K. (2020) Regional Jus Cogens: Conceptual Difficulties and Practical Challenges. Iranian Review for UN Studies, vol. 3, no. 2, pp. 33–74.
Adorno T. V. (2003) Negativnaya dialektika [Negative Dialectics]. Moscow: Nauchny Mir. (In Russian). DOI: https://doi.org/10.1111/phc3.12328
Barkova V. V. (2016) Mify o narodah i narody v mifah [Myths about Peoples and Peoples in Myths]. Chelyabinsk: Izd-vo Chelyab. gos. ped. un-ta. (In Russian).
Bederman D. J. (2002) The Spirit of International Law. University of Georgia Press. DOI: https://doi.org/10.2307/3109873
Ben-Nun G. (2020) How Jewish is International Law?. Journal of the History of International Law/Revue d'histoire du droit international, vol. 23, no. 2, pp. 249–281. DOI: http://doi.org/10.1163/15718050-12340171
Brockmeyer J., Harre R. (2000) Narrativ: problemy i obeshchaniya odnoj al'ternativnoy paradigmy [Narrative: Problems and Promises of One Alternative Paradigm]. Voprosy filosofii, no. 3, pp. 29–42. (In Russian).
Caesar G. Yu. (2015) Zapiski o voyne s gallami [Notes on the War with the Gauls]. Cormac. (In Russian).
Cassese A. (ed.) (2012) Realizing Utopia: the Future of International Law. Oxford University Press. DOI: https://doi.org/10.1093/acprof:oso/9780199691661.001.0001
Chimni B. S. (2003) Third World Approaches to International Law: A Manifesto. In: The Third World and International Order (pp. 47–73). Brill Nijhoff. DOI: http://doi.org/10.1163/187197306779173220
Clackson J. (2007) Indo-European Linguistics: An Introduction. Cambridge University Press. DOI: https://doi.org/10.1017/s1470542709990067
Condorcet J. A. (1936) Eskiz istoricheskoy kartiny progressa chelovecheskogo razuma [Sketch of the Historical Picture of the Progress of Human Reason]. Moscow: Gos. Sots.ekonom izd-va. (In Russian).
Cover R. M. (1983) Foreword: Nomos and Narrative. Harvard Law Review, vol. 97, pp. 4–68. DOI: https://doi.org/10.1515/9781644693629-025
Degterev D. A. (2016) Sodeystvie mezhdunarodnomu razvitiyu: Evolyuciya mezhdunarodno-pravovyh rezhimov i effektivnost' vneshney pomoshchi [International Development Aid: Evolution of International Legal Regimes and Aid Effectiveness]. Moscow: Lenand. (In Russian).
Domingo R., Witte Jr. J. (eds.) (2020) Christianity and Global Law. Routledge. DOI: https://doi.org/10.1093/ojlr/rwad002
Fasmer M. (1986) Etimologicheskiy slovar' russkogo yazyka. V 4t [Etymological Dictionary of the Russian Language]. Moscow: Progress. (In Russian).
Fatouros A. A. (1964) International Law and the Third World. Virginia Law Review, vol. 50, no. 5, pp. 783–823. DOI: https://doi.org/10.2307/1071592
Fukuyama F. (2015) Konets istorii i posledniy chelovek [The End of History and the Last Man]. Moscow: AST. (In Russian).
Gaius (2020) Institutsii [Institutions]. Moscow: Statute. (In Russian).
Gamkrelidze T. V., Ivanov, V. V. (1984). Indoevropejskiy yazyk i indoevropejtsy [Indo-European language and Indo-Europeans]. Tbilisi : Izd-vo Tbilisskogo universiteta. (In Russian).
Grotsiy G. (1994) O prave voyny i mira [On the Law of War and Peace]. Moscow: Ladomir. (In Russian).
Jakupec V. (2017) Foreign Aid: Cultural Values and Nnorms. Sitzungsberichte der Leibniz-Sozietät der Wissenschaften zu Berlin, vol. 131, pp. 209–221.
Justinian (2008) Digesty [Digests]. Moscow: Statute. (In Russian).
Kadelbach S. (2016) Genesis, Function and Identification of Jus Cogens Norms. Netherlands Yearbook of International Law 2015: Jus Cogens: Quo Vadis?, pp. 147–172. DOI: https://doi.org/10.1007/978-94-6265-114-2_6
Kadmus A. (2018) True to the Earth. Pagan Political Theology. Gods&Radicals Press.
Kalamkaryan R. A. (2006) Filosofiya mezhdunarodnogo prava [Philosophy of International Law]. Moscow: Nauka. (In Russian).
Karandashov I., Shestakova K. (2017) The Principle of Equality of States in the Wake of the Russian Revolution. Russian Law Journal, vol. 5, no. 4, pp. 8–42. DOI: https://doi.org/10.17589/2309-8678-2017-5-4-8-42
Kennedy D. (2002) Two Globalization of Law & (and) Legal Thought: 1850-1968. Suffolk UL Rev., vol. 36, pp. 631–674.
Kennedy D., Koskenniemi M. (2023) Of Law and the World: Critical Conversations on Power, History, and Political Economy. Harvard University Press. DOI: https://doi.org/10.4159/9780674294899
Khrushcheva N. A. (2020) Metamodern v muzyke i vokrug neyo [Metamodern in and Around Music]. Moscow: RIPOL Classic. (In Russian).
Kleinlein T. (2011) Konstitutionalisierung im Völkerrecht: Konstruktion und Elemente einer idealistischen Völkerrechtslehre (Vol. 231). Springer-Verlag.
Kondurov V. E. (2021) Politicheskaya teologiya Karla Shmitta: teoretiko-pravovoe issledovanie [Political Theology of Carl Schmitt: Theoretical and Legal Study]. Moscow, 2021. (In Russian).
Koskenniemi M. (2016) What is Critical Research in International Law? Celebrating Structuralism. Leiden Journal of International Law, vol. 29, no. 3, pp. 727–735. DOI: https://doi.org/10.1017/s0922156516000285
Lactantius (2007) On the Creation of God. On the Wrath of God. On the Death of Persecutors. Epitomes of Divine Institutions. St. Petersburg: Oleg Abyshko Publishing House.
Lima L. C., & Marotti, L. (2022) An Unlikely Duo? Regionalism and Jus Cogens in International Law. Goettingen Journal of International Law, vol. 12, pp. 219–239. DOI: https://doi.org/10.3249/1868-1581-12-1-lima-marotti
Lincoln B. (1986) Myth, Cosmos, and Society: Indo-European Themes of Creation and Destruction. Harvard University Press. DOI: https://doi.org/10.4159/harvard.9780674864290
Linderfalk U. (2016) Understanding the Jus Cogens Debate: The Pervasive Influence of Legal Positivism and Legal Idealism. Netherlands Yearbook of International Law 2015: Jus Cogens: Quo Vadis?, pp. 51–84. DOI: https://doi.org/10.1007/978-94-6265-114-2_3
Lowe D. (2015) Australian Between Empires: The Life of Percy Spender. Routledge. DOI: https://doi.org/10.4324/9781315656199
Luk'yanov V. Yu. (2016) Stolknovenie tsivilizatsiy ili konets istorii? Teorii S. Hantingtona i F. Fukuyamy v XXI veke [Clash of Civilizations or the End of History? Theories of S. Huntington and F. Fukuyama in the XXI century.]. Aktual'nye problemy ekonomiki i upravleniya, vol. 12, no. 4, pp.126–133. (In Russian).
Lyotard J.-F. (2016) Sostoyanie postmoderna [The State of Postmodernity]. SPb.: Aleteya. (In Russian).
Martens F. F. (1898) Sovremennoe mezhdunarodnoe pravo tsivilizovannyh narodov. Tom 1 [Modern International Law of Civilised Nations. Vol. 1.] St. Petersburg. (In Russian).
Polyakov A. В. (2013) Verhovenstvo prava, globalizatsiya i problemy modernizatsii filosofii i teorii prava [The Rule of Law, Globalisation and Problems of Modernisation of Philosophy and Theory of Law]. Pravovedenie. Vol. 309, no. 4, pp. 18–30. (In Russian).
Saibih J. (2020) Using Narrative Theory on Analysis of Law and Human Rights: Searching Truth on Tanjung Priok’s Incident in Indonesia. In: 3rd International Conference on Law and Governance (ICLAVE 2019). Atlantis Press. DOI: https://doi.org/10.2991/aebmr.k.200321.037
Schmitt K. (2008) Nomos Zemli [Nomos of the Earth]. Saint-Petersburg: Vladimir Dal’. (In Russian).
Schpengler O. (2023) Zakat Zapadnogo mira. Ocherki morfologii mirovoy istorii [The Decline of the West. Essays on the Morphology of World History]. Moscow: Azbuka. (In Russian).
Solov’yov V. S. (2001) Kritika otvlechennyh nachal [Critique of Abstracted Beginnings]. Moscow: Nauka. (In Russian).
Tolstykh V. L. (2022) Krizis Mezhdunarodnogo prava: Diagnoz [Crisis of International Law: Diagnosis]. Zakon, no. 12, pp. 122–133. (In Russian).
van den Akker R. (2020) Metamodernizm. Istorichnost', Affekt i Glubina posle Postmodernizma [Metamodernism. Historicity, Affect and Depth after Postmodernism]. Moscow: RIPOL Classic. (In Russian).
Viñuales J. E. (Ed.) (2020) The UN Friendly Relations Declaration at 50: An Assessment of the Fundamental Principles of International Law. Cambridge University Press. DOI: https://doi.org/10.1017/9781108652889
Ziborov O., Medushevskaya N., Sigalov K. (2021) The Sociocultural Context in Law: Modernism Postmodernism Metamodernism. Wisdom, vol. 1, no. 1, pp. 232–245. DOI: https://doi.org/10.24234/wisdom.v1i1.682
Zuo A. (2018). China's Approaches to the Western-Dominated International Law: A Historical Perspective from the Opium War to the South China Sea Arbitration Case. U. Balt. J. Int'l L., vol. 6, pp. 21–55.
Это произведение доступно на условиях CC BY-NC-ND 4.0